Большое интервью Дмитрия Шувалова: о карьере, футзале, жизни и не только.
Опытный игрок ФК «ХИТ» Дмитрий Шувалов дал большое интервью, в ходе которого рассказал о своей футзальной карьере, тренерскую работу и вспомнил интересные футбольные моменты своей жизни!
«Когда дебютировал в Высшей лиге, то в глазах потемнело»
– Дмитрий, не секрет, что большинство мальчиков, которые видят себя в спорте, хотят играть в футбол, а вот ваши юношеские годы прошли в футзале. Как вас занесло в этот вид спорта?
– В 13 лет я пошел в секцию киевского «Динамо». Я хотел играть в футбол, но только в «бело-синей» футболке. Тренеры меня не взяли и поставили в какую-то другую команду, но я не хотел играть за другую команду, поэтому отказался от карьеры в футболе. Затем я пришел к Леониду Иосифовичу Матькову и Денису Сергеевичу Филоненко, которые меня сразу взяли в команду.
– Как вы узнали об этом наборе в футзал?
– Знакомый моих родителей порекомендовал мне пойти в футзал, ну я и согласился. Матьков и Филоненко уже мне отказать не смогли.
– Почему?
– Потому что я был одним из сильнейших в их составе. Где начиная с лет десяти я с 8 утра и до 10 вечера играл в футбол на маленьком поле. Меня невозможно оттуда забрать, поэтому я знал азы и имел определенный уровень.
– Вы в очень юном возрасте дебютировали в Высшей лиге чемпионата Украины. Что чувствует молодой игрок, выходя на площадку в матче против взрослых мастеров?
– В 15 лет я уже играл во Второй лиге. А в Высшей лиге дебютировал в 16 лет в домашней игре против Ильичевского «Моря». Я вышел не в основном составе, а меня выпустили где-то в середине игры. Я так переживал, что как только ступил на площадку, то у меня все в глазах потемнело. Не знаю как я там бегал и что делал – вот такой был дебют.
– После 5 сезонов в «Киев-Униспорт» вы перешли в другой киевский клуб «Метрополитен». Чем был обусловлен этот переход, ведь обе команды синхронно стартовали в Высшей лиге?
– Потому что в «Киев-Униспорт» я играл практически бeзплатно. Мне к тому времени уже было 20 лет и хотелось что-то зарабатывать в финансовом плане. В «Метрополитене» были значительно лучшие условия, а в «Киев-Униспорт» за 200 гривен надо было «абастрять». Именно из-за лучших условий я туда и перешел.
– После довольно удачного первого круга в «Метрополитене» вы вернулись в «Киев-Униспорт». В чем причина?
– Первый круг для «Метрополитена» действительно был удачным, мы обыграли «Интеркас», а я забил головой Владиславу Лысенко. Я уже точно не помню, но кажется, что я там был в полугодовой аренде, и поэтому мне пришлось возвращаться назад. По возвращению я был не согласен с этим и просил Андрея Голякевича (президент «Киев-Униспорт» – прим. Авт.) Отпустить меня назад, но он хотел компенсацию за меня. Я сыграл несколько игр за «Киев-Униспорт» во втором круге и на том моя профессиональная карьера приостановилась.
– Как так получилось, что после успешного сезона в «вышке» вы оказались в Бизнес-лиге? Неужели не было достойных предложений?
– Денег в «Киев-Униспорт» не было, а отпускать меня не хотели. Поэтому я и решил пойти играть в Бизнес-лиге. Уйти из профессионалов – это был единственный выход, чтобы разорвать контракт. Так в моей карьере появилась команда «Мегамакс». А каких-то предложений от профессионалов не было, по крайней мере ко мне никто не обращался. Мне надо было подождать год, потому что если столько не играешь на профессиональном уровне, контракт разрывается автоматически. Правда я и не думал никуда уходить из Бизнес-лиги, потому что за год я заработал больше денег, чем за всю предыдущую карьеру.
«Иногда не мог поверить в то, что на площадке производил Вассура»
– Расскажите каким образом вас с пропущенным сезоном в профессиональном футзале пригласили в донецкий «Шахтер»?
– Когда я играл за «Метро», то на Виталия Арановського обратил внимание наставник «горняков» Олег Солодовник. Он хотел забрать его «Шахтер», но они не уладили какие-то вопросы и переход не состоялся. Затем был какой-то тур чемпионата Украины, и «Шахтер» играл в Киеве. Они приехали за день до игры и пришли на предматчевую тренировку в зал СК КПИ. Как-раз перед их тренировкой проходила игра студенческого чемпионата города, в которой я выступал за КПИ. Руководство «Шахтера» наблюдало за этой игрой. По окончанию игры Сергей Рафаилов (начальник МФК «Шахтер» – прим. Авт.) Подошел ко мне, Виктору Пантелейчуку и Виталию Арановському, и пригласил нас на просмотр. Это было в мае 2007 года. До конца чемпионата оставалось еще пару туров и мы втроем поехали в Донецк. Арановського уже почти подписали, потому что за ним давно наблюдали, а мы с Пантелейчуком действительно ехали на просмотр. Неделю мы там тренировались и где-то после второй третьей тренировки ко мне подошел Олег Солодовник и сказал, что сейчас берут только меня. Затем начался отпуск, а на предсезонные сборы я уже поехал как полноценный игрок «Шахтера».
– Когда наблюдали на тренировках за бразильцами, что бросалось в глаза?
– Когда я с ними не пересекался, то, как и все, думал, что это совсем другие люди. Однако когда они приехали, то я увидел, что ничего особенного в них нет. Просто они игроки высокого уровня. У каждого свои плюсы и минусы, но чего-то космического я не увидел. С ними можно играть и против них можно играть. У нас есть некоторые игроки, которые значительно сильнее тех бразильцев.
– В свое время велись разговоры о натурализации Вассуры. Он бы пригодился сборной Украины?
– Я сейчас о нем скажу не как о бразильце, а просто как об игроке. Это пожалуй самый сильный футзалист с которым я играл. У него настолько впечатляющая техника и нестандартное мышление, иногда невозможно поверить в то, что он делает. Я был приятно поражен. Считаю, что даже не играя за сборную он в определенном аспекте помог украинскому футзалу, потому что в чемпионате Украины на него смотрели и учились.
– Если бы вы вели конспекты, то что по работе с Олегом Солодовников туда вписали?
– Работая сейчас тренером, я использую некоторые упражнения из арсенала Олега Солодовника, но из «шахтерского» периода мне больше всего хочется отметить тот жизненный опыт, который я там получил. Насколько я знаю, там были лучшие условия по всей Украине. Можно представить чем это было для меня молодого и возможно я не всегда правильно этим пользовался.
– Почему за два года не удалось закрепиться в составе «горняков»?
– Обвинять тренера и говорить, что он мне не доверял или искать какие-то причины в ком сейчас будет неправильно. Будучи на месте тренера, сейчас я действительно понимаю, что если бы у меня был такой перспективный игрок, но с не очень профессиональным отношением к своей работе, пожалуй поступил бы так же. Но все равно хочу поблагодарить Олега Петровича за то, что дал мне возможность там побывать и многому научиться.
«В Азербайджане руководители повели себя не по-человечески»
– Как возник вариант с экзотическим азербайджанским «Нефтчи»?
– Это стало возможным благодаря моему футзальному другу Виталию Арановскому. Когда я последние дни был в Донецке, он уже был в Азербайджане. Не знаю как он туда попал. Он спросил хочу ли я поехать к нему, а я знал, что моя карьера в «Шахтере» подходит к концу и согласился. С «Нефтчи» в Киев приехали люди и устроили большой просмотр игроков. Просмотр продолжался около недели и на нем побывало пол-Киева. Мы играли между собой и т.п. Когда узнали, что я был в «Шахтере», то у меня сразу спросили размер кроссовок, костюма и я понял, что меня берут. Так получилось, что из Киева уехал я один, потому Арановський не сумел с ними договориться по условиям контракта.
– Насколько тяжело было самому играть в чужой стране?
– Я был не единственным легионером, потому что со мной взяли россиянина Сергея Чуйкова, молдаванина Руслана Истратиева, бразильцев Каду и Алешандре. Однако жизнь там для меня была очень нелегкой. Через полгода я договорился, чтобы они таки взяли Арановського. Мы заняли второе место в чемпионате Азербайджана и выиграли Кубок, обыграв в финале «Араз» с Сержао и Биро Жаде.
– Не было мыслей остаться еще на сезон?
– Там такие люди, которые, в тот момент, когда уже ничего не надо, не по-человечески себя ведут. Со мной до сих пор полностью не рассчитались, так что ни о каком продолжении не было и речи. Тем более, что после двух лет в Донецке и года в Азербайджане мне надоело кататься и хотелось вернуться домой, в Киев, завести семью.
– Потом сразу оказались в «ХИТ».
– Кажется на пляжном футболе встретился с братьями Борсук, потом по телефону общался с Олегом Лукьяненко, и как-то так решили, чтобы я присоединился к их команде. Президент клуба Владимир Анатольевич Котляр меня очень давно знал, потому что мы пересекались в Бизнес-лиге, ведь у него была команда «Эней», которая вскоре превратилась в «ХИТ». После недолгого разговора с ним все окончательно решилось.
– Вы до сих пор играете за «ХИТ». В чем причина такой стабильности? Не было мыслей что-то изменить?
– Я уже наездился, а в «ХИТ» с первого дня создался замечательный коллектив и мне были неинтересны ни «Энергия», ни «Локомотив». С первого дня, как я там оказался, команда развивалась и сейчас доросла до Экстра-лиги. Я очень горжусь тем, что пережил все эти моменты и сейчас является частью «хита».
«После игры подошел белорус и сказал, что их еще никто так не “возил”»
– В 2004 году вас пригласили в молодежную сборную на турнир «Санкт-Петербургская осень», где наша сборная выиграла бронзовые медали. Расскажите об этом турнире.
– Это был мой пeрвый вызов в сборную и я ощущал большую ответственность и гордость. Очень поразила игра и уровень других сборных, например итальянцев. Хотя мы и сами были в порядке. Помню как после игры с Белоруссией (7: 0 – прим. Авт.) Ко мнe подошел один из их игроков и сказал, что его щe никогда так нe «возили» (улыбается). Еще запомнилась работа трeнeрського штаба над психологией. Они очень хорошо подбирали слова в раздевалке, и мы были готовы просто «умереть» на площадке. Кстати, после этого турнира у мeня появилось приглашение от запорожского «ДСС», но нe сложилось.
– А кто с вами играл за украинскую дружину?
– Дмитрий Камeко, Евгений Рогачев, Михаил Романов, Роман Вахула, Дмитрий Клочко, Марьян Маринюк, Юрий Васильчeнко, Василий Дeнис, Олег Чeботарьов, Евгений Адамeнко и Алексей Сагайдаченко.
– После этого в сборную не звали?
– Звали. В октябре 2005 года сыграл за национальную сборную в двух товарищеских матчах против Словакии., Проводившихся в Ужгороде В первом мы победили 3: 2 и я забил один из голов. На этом все и закончилось.
– У вас есть опыт игры в пляжном футболе. Как первые впечатления были после погружения в новый вид спорта?
– Мне нравится эта игра и в ней я использую свои сильные качества. Когда в хорошей форме, то получаю большое удовольствие от этой игры.
– Со сборной не сложилось?
– Я еще когда выступал за «Мегамакс», то ездил с различными командами играть в пляжный футбол, но это было еще на заре его становления. А когда я уже был игроком «хита», в 2013 году меня пригласили в сборную Украины. Я поехал со сборной на тренировочный сбор, но перед тем получил травму. Понятное дело, что с травмой никто никому не нужен. Поэтому у меня возникли разногласия с тренерским штабом Сергея Кучеренко. Можно сказать, что на том моя карьера в сборной закончилась. Затем пришел новый тренер – Евгений Вереница. Он мне сказал, что я могу вернуться и он меня ждет. Однако и травма, которую я тогда получил, до сих пор дает о себе знать и мешает мне играть в полную силу. Из-за нее я не могу играть на том уровне, как прежде, поэтому больше опираюсь на опыт. В таком режиме я играю последние 3 года.
«Тренер – это не таблетка, которую выпил и сразу научился играть»
– Со временем кроме карьеры, вы одновременно начали и тренерскую карьеру. Что стало причиной этого?
– Все началось с телефонного звонка руководства команды «Крайтек». Их тренировал Тарас Шпичка, но почему-то не смог продолжать это делать. Вот они и сказали, что он рекомендовал меня. Тарас знал, что я хороший игрок, но не знал какой я тренер, но почему-то меня порекомендовал.
– Значит Тарас Шпичка привел вас в тренерскую дело?
– Да, я ему до сих пор должен бутылку коньяка.
– Когда же это было?
– 2011 или 2012 году, но кажется таки 2011-й.
– Коньяк уже просрочен.
– Лучше поздно, чем никогда (улыбается).
– Как вам в голову пришла идея создать такую уникальную определенной степени организации, как «Мегатренер»?
– После того как я начал тренировать «Крайтек», ко мне стали обращаться другие команды. Возможно они видели прогресс «Крайтек», а может что-то другое. Так у меня появилось четыре команды, которые я одновременно тренирую до сих пор. У меня на неделю расписан график. Команды продолжали обращаться, а я физически не имел времени, чтобы всех тренировать, и отказывал им. Я люблю футзал и подумал, что для развития любителей нельзя их оставлять без тренеров. У меня возникла идея, что пользуясь своим именем я смогу им помогать, подобрав другого тренера.
– Что собой представляет эта организация и для чего она предназначена?
– В «Мегатренер» обращаются команды и им предоставляется тренер, который их ведет и они побеждают. Я являюсь председателем организации. Вообще это большая структура в которой задействовано много людей и они все любят футзал, работая ради его развития.
– Какие успехи можете отметить за время ее существования?
– За это время появилось большое количество команд, которые работают с нашей организацией. Каждая из них продемонстрировала значительное повышение уровня своей игры. Было выиграно множество кубков и призовых мест. Все довольны сотрудничеством, поэтому «Мегатренер» развивается.
– Коротко охарактеризуйте команды, которые вы тренируете.
– Все команды в каждом компоненте вышли на более высокий уровень. Футзалисты довольны своими результатами, а некоторых игроков начали приглашать в более сильные команды, так что мы все движемся в верном направлении.
– На сколько любители могут поднять свой уровень, если ими занимается профессиональный тренер?
– Сразу хочу сказать, что тренер – это не таблетка, которую выпил и сразу научился играть. В первую очередь надо иметь желание работать. Если у тебя есть желание, то ты поднимешься на определенный уровень как индивидуально, так и командно. Тренер организует работу в команде, тренировочный процесс, управление игроками, индивидуальный подход к игрокам, ставит дисциплину, как у профессионалов. Такими методами он развивает любительскую команду, которая просто собиралась где-то побегать, в прообраз настоящего клуба, который после этого может двигаться только вверх.
– Ваша карьера игрока постепенно подходит к завершению, но тренерская только начинается. В чем заключается ваша тренерская мечта?
– Моя мечта, как трeнeра, заключается в том, чтобы работа, которую делают футболисты на каждой игре, на каждой тренировке, в каждом эпизоде, выполнялась совпадая с моим видением. Мечта – добиться того, чтоб мои мысли и мое мышление воплощались на площадке за счет действий подопечных. Мечтаю выиграть трофеи за счет поставленной командной игры. Также хочeться работать в клубе высочайшего мирового уровня, но для этого ещe нужно много работать. Я не разделяю команды на те, что играют в Высшей, Первой или Второй лиге. Для меня главное, чтобы и команда с которой я работаю имела хорошо поставленную результативную игру, чтобы на площадке выполнялись все установки и игра доставляла удовольствие, как игрокам, так и болельщикам.
– После завершения прошлого сезона вы писали, что заканчиваете карьеру игрока, но сейчас вроде вернулись в строй. Будете ли вы продолжать карьеру игрока?
– Я планирую играть. Летом очень много внимания уделил своему здоровью и проводил реабилитацию. Тренируюсь на сборах с «хитом» и вроде все нормально. Пока в планах играть в Экстра-лиге, но дальше все будет зависеть от моего здоровья и того, насколько я смогу переносить нагрузки, а также соответствовать этому высокому уровню.
P.S. Собеседник попросил оставить в интервью слово «абастрять» в контексте «Киев-Униспорт», мотивируя это тем, что читатели догадаются о чем идет речь.
Источник: Андрей Гулий, u16.ua